Закон о развитии малого бизнеса Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов С практической точки зрения Опубликовано в журнале "Современный предприниматель" № 10 (октябрь 2007 года) С 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон). Тот ли это документ, который нужен бизнесменам? Большинство коммерсантов отнеслись к новинке с опаской.

Закон о развитии малого бизнеса, Современный предприниматель

Закон о развитии малого бизнеса

Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

С практической точки зрения

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 10 (октябрь 2007 года)

С 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон). Тот ли это документ, который нужен бизнесменам?

Большинство коммерсантов отнеслись к новинке с опаской. Лучшая помощь для предпринимателя, чтобы его меньше дергали проверками, снизили налоговое бремя, упростили отчетность, устранили излишнюю регламентацию в расчетах, дали возможность самостоятельно выбирать систему налогообложения. Ни одна из озвученных проблем не решается.

Из первой же статьи видно, что новый документ – это не закон о развитии предпринимательства.

Это закон, который, во-первых, упорядочивает взаимоотношения между чиновниками и коммерсантами. Во-вторых, предполагает создание структур для контроля за средствами, направляемыми на поддержку предпринимателей, через искусственно создаваемых посредников (координационные советы, комиссии и проч.). Мне кажется, что Закон предназначен для облегчения жизни самих чиновников, но не предпринимателей.

Само понятие «закон» означает, что это не просто нормативный акт, а документ, обладающий после Конституции высшей юридической силой, то есть его исполнение обязательно для всех. Неисполнение влечет неблагоприятные последствия, правда они также должны быть оговорены. Если ответственность не прописана, на практике нормы или не действуют вовсе, или действуют по желанию и усмотрению чиновника. То же произойдет, когда нормы носят бланкетный характер, то есть либо отсылают к другим документам, либо в законе даются различные «поручения».

Таблица 1. Акты, которые должно подготовить правительство для исполнения Закона

Небольшой перечень того, без чего Закон работать не сможет и что к 1 января 2008 года, говоря языком нового документа, обязано «установить» или «определить» правительство, приведен в таблице 1. Если не появится хотя бы один из названных актов, Закон станет «виртуальным». Мне кажется, что количество поручений свидетельствует о бумажном вале, который захлестнет и чиновников, и предпринимателей. Учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и стоимости активов, данные о численности, информация для сплошного и выборочного статистического наблюдения, «презентационные» материалы на получение помощи, отчетность по расходованию этой помощи. И это все, учитывая специфику взаимоотношений бюджетов, не в единственном экземпляре.

Статья 4 регламентирует критерии для отнесения бизнесмена в категорию малого или среднего (таблица 2). Однако авторы написали ее таким языком, что микропредпринимателю (то есть тому, у кого численность работников не превышает 15 человек) понадобится немало времени, чтобы понять ее общий смысл, а затем потратить время на изучение бухгалтерского учета. Непонятно почему бизнесмен, который работает, предположим, на патенте, должен высчитывать и отчитываться за «выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов». Жаль тонны бумаги, которые в виде пустых бланков будут кочевать по «реестродержателям» и инспекциям.

Таблица 2. Критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого предпринимательства

Второй момент – все упомянутые в Законе показатели правительство будет менять на основе данных статистики. Думаю, на практике, что было уже не раз, это приведет к изменениям «правил игры» в угоду фискальным интересам, а вовсе не в пользу бизнеса.

Кроме того, в силу объективных причин, данные статистического наблюдения не носят абсолютно достоверный характер. Речь идет не о погрешности исследования, хотя ее тоже нельзя сбрасывать со счетов. Предприниматели не всегда представляют сведения, запрашиваемые чиновниками, опасаясь нежданных визитов не только инспекторов, но и других охотников до чужого бизнеса. Кстати, Закон о таких проблемах умалчивает и дополнительных гарантий прав от чужого вмешательства не дает. А ведь это основа развития малого предпринимательства. Ничего не сказано и о поддержке коммерсантов в социальной сфере.

Не исключено, что угрозой для нормальной работы станет часть 3 статьи 5 Закона. В ней говорится о выборочных статистических наблюдениях, которые проводятся «путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности». Из такой формулировки следует, что у предпринимателей неожиданно может появиться обязанность сдавать дополнительную отчетность (исключение – микропредприниматели), а термин «обследование» можно толковать не только как сбор данных, но и как осуществление проверок.

Без сомнения, Закон преследует благие цели. Они перечислены в статье 6 Закона: содействие бизнесменам, обеспечение конкурентоспособности, условий для развития и т. п. Однако, в статье 7 есть одно слово, способное все свести к нулю. Закон не обязывает, а только разрешает применять различные меры, направленные на поддержку бизнеса. Так, региональные законы могут содержать положения направленные на достижение обозначенных выше целей, но могут и не содержать. Все это означает, что предписания рассматриваемого документа исполнять необязательно. Также, например, в статье 23 о поддержке ремесленной деятельности говорится, что «органы государственной власти. вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности». Вправе, но не обязаны.

Отдельные положения статьи 8 о ведении реестра получателей помощи поразили затратной емкостью. Оказывается, чтобы вести список претендентов на субсидии нужно решить массу сложнейших задач.

В частности, разработать «требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Впечатление, что понадобится не одна экспертиза, разработка новых баз данных, принципиально новых сверхмощных компьютеров. Для сведения, аналогичные реестры имеются в любой бухгалтерской программе. Кстати, интересен вопрос об открытости информации реестра. Любой желающий сможет узнать о виде, форме, размере предоставленной поддержки за три прошедших года. Комментарии здесь излишни.

По странной традиции, перечень полномочий по вопросам развития предпринимательства уменьшается по направлению от федеральных властей к местным (ст. 9 -13 Закона). Теоретически, должно быть наоборот. За исключением финансирования и контроля за исполнением целевых программ, все остальные вопросы должны решаться на местном уровне.

Наверняка для исполнения Закона будут созданы различные комиссии, координационные советы. Тем более их появление допускается статьей 13 Закона.

Правда аналогичные структуры существуют и сегодня, играя определенную роль не столько в развитии предпринимательства, сколько в сборе средств. Есть опасение, что Закон поможет развитию не предпринимательства, а паразитирующих на бизнесе дельцов всех мастей и рангов. Причина тому – перечень объектов инфраструктуры по поддержке бизнеса (ст. 15 Закона): центры и агентства по развитию, государственные и муниципальные фонды, гарантийные фонды, фонды поручительств, закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инкубаторы, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта, лизинговые компании и иные организации. Тем более, в тексте Закона говорится о поддержке не только малому бизнесу, но и предприятиям, образующим инфраструктуру.

Закон, помимо льготного кредитования, предусматривает выдачу субсидий, государственных гарантий. Конкретные формы поддержки, условия предоставления определяются властями по их усмотрению. В Законе упоминаются иные виды помощи.

Так, решение вопроса об имущественной поддержке вызывает недоумение. В статье 18 сказано, что она осуществляется путем передачи коммерсантам государственного или муниципального имущества, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины и проч.

Названное передается за плату, на льготных условиях либо безвозмездно. Непонятно кто, на каких основаниях и за счет каких средств передаст предпринимателю все названное. Еще интересно, сколько реально будет стоить такая «безвозмездная основа» и в чей карман станут уходить деньги? Скольким предпринимателям будут доначислены налоги за безвозмездное пользование нежилыми помещениями, усматривая в этом скрытую экономическую выгоду?

Кроме того, предполагается оказывать консультационную поддержку (ст. 20 Закона), для чего создадут государственные консультационные организации. Также предполагается информационное обеспечение (ст. 19 Закона) – на сайтах ведомств будет представлена информация.

После прочтения Закона, многие предприниматели не только не поняли, в чем заключается поддержка, они высказывают опасения, что документ усложнит работу. Новые критерии малого и среднего бизнеса, отсутствие четких нормативов, возможные финансовые санкции со стороны инспекторов в случае превышения критериев. К сожалению, Закон носит более декларативный, чем практический характер и не обязателен к исполнению, относя решение вопросов на усмотрение чиновников. Никакой ответственности за его неисполнение нет.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

ИНВ-1, акт инвентаризации основных средств: образец, Современный предприниматель

Инвентаризационная опись основных средств: образец заполнения Инвентаризационная опись основных средств образец заполнения Одной из необязательных к применению форм первичных документов учета, представленных в специфических альбомах, содержащих унифицированные формы, согласно разъяснения Министерства финансов РФ (№ ПЗ-10/2012) относится ИНВ-1, чье полное наименование звучит как инвентаризационная опись основных средств.

Имущество зависимого лица при ЕНВД, считается за физический показатель, Современный предприниматель

Имущество зависимого лица при ЕНВД, считается за физический показатель ИП оказывал транспортные услуги по перевозке грузов, применяя в отношении данного вида деятельности ЕНВД.

Имущественный вычет по расходам на приобретение жилья могут получить оба супруга, Современный предприниматель

Имущественный вычет по расходам на приобретение жилья могут получить оба супруга При приобретении квартиры в совместную собственность право на получение имущественного налогового вычета имеют оба супруга.

Имущественный вычет можно будет получать по нескольким объектам недвижимости, Современный предприниматель

Имущественный вычет можно будет получать по нескольким объектам недвижимости Совет Федерации одобрил изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса, согласно которым имущественным вычетом можно будет воспользоваться несколько раз в пределах установленного законом лимита в 2 млн руб.

Имущественный вычет — с месяца обращения, Современный предприниматель

Имущественный вычет - с месяца обращения Если работник обратился не с первого месяца налогового периода (январь), а, к примеру, подал заявление в октябре, значит в отношении доходов, выплаченных за октябрь - декабрь работодатель предоставит вычет.

Износ и амортизация недвижимост, Современный предприниматель

Амортизация недвижимости К недвижимости относится имущество, которое нельзя переместить без потери его изначальных качеств. Это земля, различные сооружения, в том числе и недостроенные, здания жилого и производственного фонда.

Изменился порядок сдачи экзамена на свидетельство профкомпетентности международного перевозчика, Современный предприниматель

Изменился порядок сдачи экзамена на свидетельство профкомпетентности международного перевозчика Минтранс утвердил новый порядок проведения квалификационного экзамена на получение свидетельства профкомпетентности международного автоперевозчика.

Изменились правила уплаты налога на прибыль, Современный предприниматель

Изменились правила уплаты налога на прибыль С 1 января 2017 года изменятся ставки налога на прибыль для уплаты в региональный и федеральный бюджеты. Соответствующее изменение прописано в Федеральном законе от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ, который подписал в конце прошлой недели президент РФ Владимир Путин.

Изменились правила таможенного декларирования товаров из зарубежных интернет-магазинов, Современный предприниматель

Изменились правила таможенного декларирования товаров из зарубежных интернет-магазинов ФТС приказом от 24 ноября 2017 года №1861 утвердила проведение эксперимента по совершению таможенных операций с использованием в качестве таможенной декларации документов, содержащих сведения для выпуска товаров для личного пользования, доставляемых из иностранных интернет-магазинов, с применением ЕСИА.

Изменены правила финансового обеспечения мер по сокращению травматизма, Современный предприниматель

Изменены правила финансового обеспечения мер по сокращению травматизма Минтруд приказом от 31 октября 2017 года №764н (зарегистрирован Минюстом 22 декабря 2017 года) внес изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Изменены правила оформления ценников, Современный предприниматель

Изменены правила оформления ценников В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. №1406, пункт про ценники в правилах продажи отдельных видов товаров, изменен.

Изменены правила отбора новых комплексных инвестиционных проектов, Современный предприниматель

Изменены правила отбора новых комплексных инвестиционных проектов Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. № 317 внесены изменения в правила предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов.

Изменены нормы расхода топлива, Современный предприниматель

Изменены нормы расхода топлива Минтранс распоряжением от 14 июля 2015 г. № НА-80-р внес изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Как сообщает ]]gt; audit-it.ru ]]gt; , для целей расчета норм расхода топлива в «Нормы расхода топлив» включены отдельные модели транспортных средств, в том числе: легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года; легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года; автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года; автобусы зарубежные выпуска с 2008 года; грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и др. Приведены значения зимних надбавок к нормам расхода топлив в части, касающейся Крымского федерального округа.

Изменены коды видов операций в книге покупок и продаж, Современный предприниматель

Изменены коды видов операций в книге покупок и продаж Минюст России 20 апреля зарегистрировал приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. №ММВ-7-3/[email protected], которым утвержден перечень кодов видов операций для книг покупок и продаж.

Изменения-2016 в упрощенке, Современный предприниматель

Изменения-2016 в упрощенке 1. Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ. Ранее доходы определялись в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. В частности, это означает, что налогоплательщики, применяющие упрощенку, и уплачивающие НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ, вправе при определении доходов исключить суммы НДС, предъявленные покупателю.

Изменения по НДС с 2018 года, Современный предприниматель

НДС-2018: изменения С наступлением очередного календарного года тем или иным изменениям обычно подвергаются все основные налоги и сборы, установленные российским законодательством.

Изменения налогового законодательства с 2018 года, Современный предприниматель

Налоговые изменения с 2018 года В 2018 году вступило в силу немало поправок налогового законодательства, а также были обновлены многие формы налоговой отчетности, применять которые следует уже для отчетов за 2017 год.

Изменения в уплате страховых взносов в ФСС в 2016 году, Современный предприниматель

Изменения в уплате страховых взносов в ФСС в 2016 году Большая часть изменений касается взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (взносов на «травматизм»). Кроме того, изменилась предельная база для начисления взносов в ФСС, увеличены размеры штрафов, а также изменены КБК для уплаты пеней и штрафов.

Изменения 2014 года в уплате страховых взносов в ПФР, Современный предприниматель

Изменения 2014 года в уплате страховых взносов в ПФР С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сообщает ]]gt; официальный сайт ]]gt; Пенсионного фонда РФ. На период до 2016 года тариф страховых взносов во внебюджетные фонды РФ сохранен на уровне 2013 года.

Изменение правил по НДС, Современный предприниматель

Изменение правил по НДС Какие изменения внесены в главу 21 Налогового кодекса? Кто вправе воспользоваться правилом «пяти процентов» по НДС? Можно ли принять к вычету подрядный НДС в случае ликвидации основных средств? Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс.

Изменена форма заявления на получение патента, Современный предприниматель

Изменена форма заявления на получение патента Минюст России 25 января 2016 года зарегистрировал приказ ФНС России от 25 декабря 2015 г. №ММВ-7-3/[email protected], которым изменена форма заявления для индивидуальных предпринимателей на получение патента.

Изменена форма 2-НДФЛ, Современный предприниматель

Изменена форма 2-НДФЛ По сообщению на официальном сайте ФНС России, приказом ФНС от 6 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/[email protected], внесены изменения в форму справки 2-НДФЛ. Главное нововведение – при обложении НДФЛ доходов сотрудника по разным ставкам, разные справки о доходах теперь составлять не надо.

Изменен регламент ФСС по приему документов для исчисления и уплаты взносов, Современный предприниматель

Изменен регламент ФСС по приему документов для исчисления и уплаты взносов Минтруд России приказом от 8 ноября 2017 г. №774н (зарегистрирован в Минюсте 30 ноября) внес изменения в Административный регламент предоставления ФСС госуслуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Изменен регламент предоставления услуги по подтверждению основного вида деятельности, Современный предприниматель

Изменен регламент предоставления услуги по подтверждению основного вида деятельности Минтруд приказом от 26.10.2017 № 754н внес изменения в Административный регламент предоставления ФСС госуслуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.